Когда не хватает Джобса

На днях во Fry’s Electronics (ещё один disrupted by Amazon динозавр) встретил в продаже обычные флешки с записанными на них 3D моделями кухонной утвари, разными штуками для ванной, сада и так далее. 20 долларов на витрине, 4 доллара в Amazon.

Вам нужна новая мыльница, вы печатаете её, пользуетесь. Надоела – печатаете новую.

Обычная такая история, да? Ничего особенного?

Были статьи ещё 2-3 года назад с мыслями о том, что 3D печать и в целом домашнее производство (on demand) вот уже “очередная радикальная трансформация ритейла”, что вот-вот “мы не будем ходить в магазины, мы будем производить продукты сами дома” и т. д.

Ошибались, не так быстро. Флешки с моделями мыльниц пылятся в углу магазинов, не интересные большей части покупателей.

Есть и другая точка зрения. “Никогда и никому такая модель не будет интересна. Никто никогда не будет печатать дома товары повседневного использования”.

Когла я слышу такое, вспоминаю рассказ одного из руководителей NASA в сентябре 2018 на TDC2018. “Мы изобрели микрокамеры, которые сейчас работают в каждом смартфоне. Когда мы задумались о выводе нашего изобретения на открытый рынок, кто-то в нашей команде сказал – да кому вообще могут быть интересны камеры в телефонах? Разве что японским девочкам, которые любят фотографировать всё вокруг”. Спустя десятки лет мы поняли, что каждый из нас немного японская девочка”.  Открыли огромный рынок, будучи настроены к перспективам его развития с большим скепсисом.

Меняются поколения, меняется поведение людей. Когда, в каком году домашнее производство будет широко рапространено? Когда кривая диффузии этих технологий резко рванёт вверх? Когда 3D принтеры и экосистемы вокруг них перейдут из состояния Windows Mobile Phones (2000-2010) в состояние iPhones (2007)? Что должно произойти, чтобы на рынке появился Стив Джобс от цифровых средств производства, увидел картину целиком, заставил как часы работать весь value chain, очаровал нас минимально функциональным wow продуктом и за несколько лет изменил нас и наши жизни? Почему и куда, в конце-то концов, слился дауншифтит повторяет путь Джобса? один из основных кандидатов на эту роль Бри Петтис после того, как Stratasys купила Makerbot?

Интересная для решения задача. От early adopters к late majority – большой, трудный, увлекательный путь.

Кстати говоря – одна из наиболее удивительных вещей для меня здесь – как американцы НЕ удивляются тем инновационным продуктам, сервисам, решениям, которые их окружают в магазинах, на улицах, каждый день вокруг. Робокафе? А ок, почему нет. Флешки с 3D принтами? Да ну, фигня какая-то, кому они вообще нужны. Их время ещё не пришло.



Posted from .

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *